Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад компенсирующего вида №26» г. Снежинск Челябинская область

Каковы причины речевых нарушений? Начнем с самого начала.

Ребенок еще не родился и даже не «запрограммирован», а разного рода неблагоприятные факторы уже могут полным ходом «работать» на его речевую и иную патологию. Это объясняется тем, что на состояние здоровья и речи будущего ребенка большое влияние могут оказывать неблагоприятная наследственность и неправильный образ жизни будущих родителей. По наследству могут передаваться некоторые особенности нервно-психического склада родителей, а также особенности строения периферического и центрального отделов речевого аппарата (например, особенности строения артикуляторных органов, вплоть до наличия небных расщелин, или своеобразное развитие некоторых структур головного мозга, имеющих отношение к осуществлению речевой функции).

Однако роль наследственного предрасположения в происхождении речевой патологии оценивается не всеми одинаково: одни исследователи отводят ей чрезвычайно большую роль, другие почти полностью сбрасывают ее со счетов. Истина здесь, как и в большинстве других подобных ситуаций, по-видимому, лежит где-то посредине.

Что касается предшествующих наступлению беременности обстоятельств жизни будущих родителей, то особую опасность здесь представляют следующие:

  • профессиональные «вредности», действующие очень массивно или в течение продолжительного времени (наличие радиационного излучения, работа с химически активными веществами, в условиях повышенных вибрационных нагрузок и т. п.);
  • наркомания;
  • алкоголизм и курение;
  • искусственное прерывание предшествующих беременностей;
  • другие вредные факторы, действие которых приводит к физическому и нервно-психическому истощению будущих родителей.

Нормальный ход внутриутробного развития плода, а значит и нормальное формирование центрального и периферического отделов речевого аппарата, могут нарушаться вследствие воздействия следующих неблагоприятных факторов:

  • токсикозы первой и (или) второй половины беременности;
  • острые и хронические заболевания матери во время беременности (грипп, краснуха, почечная и сердечная недостаточность, эндокринные расстройства и т. п.);
  • резус-конфликт;
  • падения и ушибы (особенно в области живота) матери во время беременности;
  • профессиональные вредности, продолжающие действовать и во время уже наступившей беременности; помимо отмеченных выше для будущей матери в этот период недопустимы также тяжелые физические нагрузки и работа в ночную смену;
  • курение матери и употребление ею алкогольных напитков;
  • стрессовые ситуации, связанные, например, с распадом семьи, смертью близких родственников и т. п.;
  • не доведенные до конца попытки прерывания беременности, неизбежно нарушающие весь дальнейший ход нормального внутриутробного развития плода.

В период раннего развития ребенка на формировании его речи неблагоприятно могут сказываться следующие обстоятельства:

  • травмы головы, сотрясения и ушибы головного мозга;
  • воспалительные заболевания головного мозга (менингит, менингоэнцефалит и пр.);
  • недолеченные воспалительные заболевания среднего и внутреннего уха, приводящие к снижению или даже полной утрате слуха;
  • применение некоторых лекарств, избирательно воздействующих на слуховой нерв и вызывающих те же самые отрицательные последствия;
  • приобретенные до сформирования речи повреждения периферического отдела речевого аппарата (в частности, приобретенные аномалии в строении челюстей и зубов как результат травм, постоянного сосания пальцев и т. п.);
  • наличие дефектов речи у окружающих ребенка людей или их недостаточное внимание к его речевому развитию.

Подводя итог всему сказанному о причинах речевых расстройств, необходимо еще раз напомнить, что:

  1. Речь не является врожденной способностью, она формируется постепенно, и ее развитие зависит от многих причин. Мнение о том, что звукопроизносительная сторона речи развивается самостоятельно, без специального воздействия и помощи взрослых – будто бы ребенок сам постепенно овладевает правильным произношением, - глубоко ошибочно.
  2. Что звуки речи образуются в результате сложного комплекса движений артикуляционных органов. Мы правильно произносим различные звуки, как изолированно, так и в речевом потоке, благодаря силе, хорошей подвижности и дифференцированной работе органов звукопроизносительного аппарата.

Значит, воспитание чистой речи у детей – задача большой общественной значимости. И серьезность ее должны осознавать все: логопеды, учителя - дефектологи, родители, воспитатели.

Спасибо за внимание!

Яндекс.Метрика

1 2 3 4 5 6 7 8 9